Эксперименты в Могилянке: секрет ученого со вкусом к жизни

Реформа образования в Украине на самом деле начинается не с новых законов, а с инициатив отдельных личностей, которые способны опережать время и жить в ногу с мировой системой образования и науки. «Студвей» пообщался с Виталием Черноиваненко, преподавателем Киево-Могилянской академии, координатором магистерской программы по иудаике, «академическим путешественником» и ученым с необычной и интересной темой исследования. Разговор с Виталием — это одновременно и самые смелые и самые современные течения и эксперименты, и в тоже время — путешествие в самую глубину веков, к истокам Библии и Земли Обетованной.

Vitaliy

- Расскажи о себе. Чем занимаешься, какая сфера твоих научных интересов?

– Прежде всего — преподаю в Могилянке на кафедре истории. Читаю разные курсы: Древний Восток, исторический курс о самых ранних эпохах, и вместе с тем  курсы, более приближенные к современности: историю государства Израиль, историю иудаизма, введение в иудаику. Иудаика, Jewish Studies, еврейские студии — основная сфера моих интересов — история и культура еврейской цивилизации. В 2012 году я был в числе создателей первой в Украине программы по иудаике, а сейчас являюсь академическим координатором этой программы, преподаю отдельные курсы.

Кроме преподавания занимаюсь исследованиями: два года назад защитил диссертацию по кумранским рукописям, свиткам Мертвого моря.

«Сколько раз переписывали Библию?»

Кумран — местность на юго-западном берегу Мертвого моря. Именно в этом регионе в середине ХХ века были найдены древнейшие библейские рукописи — кумранские.

Эти рукописи — одно из крупнейших археологических открытий ХХ века. Найденные в 1947 году на берегу Мертвого моря, они стали самыми древними рукописями, содержащими библейские тексты. До этого нам были известны лишь средневековые манускрипты, по которым человечество знало Библию.

Обнаружение Свитков Мертвого моря показало, что библейский текст (Ветхозаветная часть) в течение столетий от Античности до Средних веков не претерпел серьезных изменений.

Есть определенные стереотипы, которые говорят, что Библия, Ветхий и Новый Заветы, переписывались множество раз. Но Новый Завет написан не ранее конца I века, через полвека после смерти Иисуса (в лучшем случае). Исследователи соглашаются, что это был конец I века, а может II век. Самые древние известные нам манускрипты принадлежат этому периоду. А другие рукописи – и того более поздние, 3-4 века, ближе к концу античности. Конечно же, это судьба каждого текста: есть первичный текст, к которому у нас нет доступа, а далее следует длительная работа редактора. Нет одного человека автора-редактора, но целая группа редакторов. Уже с XIX века и появления научной библеистики мы говорим о целых «редакторских школах», группах людей, которые занимались редактированием текста. Процесс растянулся на несколько столетий, и только к IV веку, не ранее, канон и тексты приобрели вид, известный нам сейчас.

- Звучит впечатляюще, и что тебе удалось привнести в эту тему?

– Я исследовал проблему авторства и идентификацию места находки — Кумран. Когда нашли рукописи, сформировалось несколько теорий. Одна из них, которая мне более импонирует — иерусалимская. Она спорит с традиционной, кумранской: согласно традиционной теории, рукописи были написаны группой полузагадочной сектой ессеев в самом Кумране. На самом деле, теория эта спорная, что  можно увидеть по содержанию самих рукописей: если бы они были созданы одной группой, в них было бы высказано одно мировоззрение, а здесь в разных свитках мы находим разные идеи, часто противоречащие друг другу.

Следует сказать, что среди свитков есть библейские манускрипты — Ветхий Завет, а кроме них — псевдоэпиграфы, апокрифы и сектантская литература, творения и писания определенной не «мейнстримной» для иудаизма этого периода секты. Именно в это время зарождается христианство.

Реклама

«Кумранские свитки могли сохранить беженцы из Иерусалима»

Более вероятно, что эти разные свитки принадлежат авторству различных групп, сект. Они были написаны (либо переписаны) разными группами, а раз так — трудно предположить, что все авторы проживали в Кумране, небольшом поселении у Мертвого моря. Скорее всего, они обитали в  Иерусалиме, духовном центре иудейства.

Можно предположить, что в Кумране свитки оказались не потому, что их там писали, но потому, что там их хотели спрятать. Скорее всего, свитки в Кумран принесли беженцы, бежавшие из Иерусалима — тогда произошло восстание иудеев против римлян, за ним последовало разрушение Храма. Кроме того, есть исторические подтверждения, что беженцы из Иерусалима бежали на юго-запад, к Мертвому морю.

свиток

 

Возможно, несли их из Храма, а может — из библиотек. Для иудеев и тогда, и сейчас, самым ценным являются предметы культа — особенно если содержат Имя Бога. А свитки содержали — поэтому иудеи опасались осквернения текстов римлянами. Кумранские пещеры стали удобным и, как мы видим, надежным местом для сохранения свитков.

- Для кого-то эта тема могла показаться скучной, но рассказываешь ты очень увлекательно. Завидую твоим студентам. А как решил заняться этой темой?

– Осенью 2006, учась в магистратуре, я попал на лекцию известного ориенталиста, профессора Нормана Голба. Голб — автор иерусалимской теории в кумранологии. Его лекция так меня впечатлила, что решил этим заняться. По этой теме написал и магистерскую, и диссертацию. Чтобы получить доступ к различной литературе я дважды проходил стажировку в Иерусалимском университете (Еврейский  университет в Иерусалиме) — работал в библиотеке и общался с коллегами, специалистами в этой области.

- А в самом Кумране был?

– Да, там создан Кумранский заповедник — археологический парк. Там рассказывают все без альтернатив, без единого упоминания о других научных взглядах. Все подается в одном свете, рассказывают единственно правильную историю — тут жили ессеи, они вот здесь пили, ели, тут молились, а тут писали свитки. Рассказывают: трапезная, мастерская, место, где проходит ритуальное омовение. Но я этого не почувствовал.

«Гомоэротизм в иудаике»

Это одна из моих тем, а с 2011 года я начал активно заниматься тематикой гомоэротизма и гомосекусуальности в контексте иудейской религии, фокусируясь вокруг библейских текстов. На сегодняшний день, учитывая новые исследования в либеральной теологии, нет догматического восприятия библейских текстов как запрета любого гомосексуального поведения или гомоэротических проявлений. Мне удалось прийти к выводу, что даже Библия, для многих консервативный текст, не содержит неприятия или однозначного запрета гомосексуальности и, тем более, гомоэротизма. Доказательств запрета фактически не приводится, и ярчайшая иллюстрация этого — сюжет о Давиде и Ионафане, где множество гомоэротических маркеров.

- А что можешь сказать о классическом примере и «страшилке» о Содоме?

– Образ Содома: люди, проявлявшие, или желавшие проявить гомосексуальное поведение, были вследствие наказаны. Если вчитаться в этот сюжет, нигде не увидим, что жители Содома были наказаны именно за попытку проявить гомосексуальное поведение.

Библейские комментаторы, в том числе предыдущих веков, и в том числе иудейские, приводят различные трактовки главного греха Содома, и причин того, что Содом был уничтожен, как и его жители. Среди этих мнений самым популярным стала версия, что жители Содома преступили очень важный для Ближнего Востока обычай (он не менее актуален в современном мире) — гостеприимства. То, что жители Содома не приняли своих гостей, более того — хотели совершить над ними насилие (причем насилие сексуальное, безотносительно пола) и сделало их преступниками в глазах Бога.

- Действительно интересные выводы. Расскажи об истории создания вашей магистерской программы.

– Мы создавали программу в 2012, начали еще в 2010, но столкнулись с рядом трудностей. Оказалось, не все так просто — потому что специальности иудаика в Украине нет. Поэтому в программе указано специальность выпускников — история, а специализация — иудаика. По нашему законодательству, чтобы создать новую специальность нужно провести огромную бумажную работу, а в итоге решение принимает Кабинет Министров, который вносит специальность в официальный перечень.

«Лекции читают преподаватели из Израиля, РФ и США»

В тоже время специализация — это дело университета, и даже не нужно согласовывать с Минобразования. Вот и мы пошли путем меньшего сопротивления. Специальность должна быть понятней для работодателя. История более понятна в нынешних условиях, чем иудаика. То есть мы выпускаем историков, которые более узко специализируются на иудаике.

Наши студенты обязательно изучают иврит и идиш, проходят практику в архивах, музейных учреждениях. В этом году мы выпустили семь первых выпускников, столько же ожидаем в следующем году. Из семи двое поступили на докторские программы.

Программа была создана при поддержке Ваада Украины — Ассоциации еврейских организаций и общин Украины. И, что очень интересно, финансово нас очень поддержал канадский меценат. Все думают, что у евреев много денег, и они легко финансируют свои программы, но и у евреев кризисы бывают. Поэтому интересно выглядит факт, что украинскую иудаику поддержал бизнесмен из Канады украинского происхождения, который убежден, что укрепление еврейско-украинских отношений — преодоление стереотипов, конфликтных отношений, — важная задача для независимой Украины и вообще в мире.

При его поддержке также была создана украинско-еврейская организация в Канаде. Как раз на прошлой неделе под её эгидой в Университете Торонто состоялась конференция, на которую был приглашен и я — «Украинцы, евреи и Евромайдан». Были разные доклады, я рассказывал о том, как мы в Киеве развиваем иудаику, в частности — об активной роли наших студентов и преподавателей в Революции достоинства.

На этой конференции были и другие доклады — исторические не про Майдан и про последствия Майдана — распространение экстремистских движений и нынешнюю агрессию на востоке страны.

- И как бы ты оценил обстановку с правыми и отношение к евреям сейчас?

На Майдане были отдельные маргинальные случаи, но в целом никакого антисемитизма не было. Кроме того, мы видели уровень поддержки этих правых движений — в сумме около 2%. Антисемитизм в этих движениях не носит программного характера, но иногда бывают разные высказывания, некоторые политики могут себе такое позволить.

«Сообщения об антисемитизме в Украине — скорее попытка очернить»

Правый сектор старается полностью дистанцироваться от антисемитизма: показывают, что евреи важны, как и другие народы, главное — проукраинское дело. Но есть и другая сторона медали — радикальные движения, связанные с военными батальонами. Я не специалист, но некоторую тревогу вызывают.

В целом, антисемитизм в Украине не носит системный характер: если и находим в СМИ антисемитский образ Украины — это скорее провокация, дискредитирующая страну. Если мы сравним украинских правых с их коллегами в Венгрии и Греции — наши куда менее радикальные. Именно в этих странах, несмотря на то, что они члены ЕС, мы видим радикальную риторику их лидеров. К ним большие претензии, так как речь не о каких-то маргинальных движениях, но о парламентских партиях  — Золотая Заря в Греции, а в Венгрии — Йоббик.

- Какими возможностями для студентов может похвастаться ваша магистерская программа?

- С самого появления программы мы начали сотрудничество с Иерусалимским университетом, который входит в 100 лучших университетов мира. Также мы работаем с одним из центров иудаики в России. Ежегодно из Израиля к нам присылают гостевых преподавателей, которые читают отдельные курсы.

Гостевые лекторы из России приезжают при поддержке Центра “Сэфер”, с этого года налаживаем отношения с Еврейской теологической семинарией в Нью-Йорке. Это не семинария, как у нас, а скорее историческое название — это главное учебное название консервативного иудаизма в США. Основная цель была — подготовить раввинов, но в процессе семинария превратилась в академическое учреждение с хорошим имиджем. В начале июня следующего года ожидаем исследовательницу из США, которая прочитает курс о еврейской женщине в истории. Лекции читают на украинском, английском и русском.

«Секреты индекса цитирования»

Кроме того, хотелось бы рассказать о нашем журнале. В 2012 году я защитился, запустили магистерскую программу и начали издание нашего журнала — первого в Украине журнала по академической иудаике.

Мы публикуем статьи от Библии до наших дней — всех гуманитарных направлений, на трех языках. Что важно — это не только первый журнал по академической иудаике, но и один из немногих в Украине международных рецензируемых журналов. Статьи проходят «слепое рецензирование» — попадают к двум независимым рецензентам, которые решают, допускать материал к публикации или нет. Рецензенты дают замечания, и, после значительной работы, тексты допускаются в печать. В Украине реально рецензируемых журналов в гуманитарной сфере практически нет — если рецензия и есть, то проходит в устном формате.

Другой важный момент для современной науки — индекс цитируемости. В Украине 1 600 научных журналов, из них в наукометрическую базу Web of Science или Scopus входят 60-70, и в основном они в области точных или естественных наук.

Наш журнал на пути — издаем уже третий том и хотим, чтобы Thomson Reuters нас рассмотрел (он имеет право включить нас в международную систему индексации работ). Сейчас попытались соблюсти все критерии, а там собственный сайт с информацией о издании, материалах. Сайт полностью англоязычный, нужно, чтобы были не только англоязычные аннотации, но и ссылки на литературу, даже если она на украинском — транслитерировать на английский. У нас практически никто это не делает. Кроме того, важна и авторитетная редколлегия — ученые из разных стран, входящие в индексы, на которые ссылаются. Я точно не знаю, есть ли какой-либо украинский гуманитарный журнал, который уже в индексе WebofScience или Scopus, а ведь от них зависит рейтинг и учебных заведений, и наших ученых.

Хорошо заниматься иудаикой — евреи есть везде

- Ты рассказал о своих поездках в Израиль, только вернулся из Канады, и, судя по твоему профилю в Фейсбуке, тебе удается часто путешествовать. В чем секрет?

- Да, путешествия — одно из моих главных, но не единственных хобби.

Vitaliy

Какие еще?

– Самое странное хобби — сидеть и думать, чуть менее странное — рыбалка, которая стала сейчас не такой популярной. Для некоторых это уже странное хобби, а для защитников животных — даже постыдное. Мне стыдно среди друзей-вегетарианцев признаться, что я рыбак. Еще два хобби очень важных для меня – теннис и симфоническая музыка, которую слушаю каждый день.

Среди моих увлечений в школьные годы — банкноты, марки, монеты, даже по краеведению в МАНе занимал места. Пытался написать статью в газету — подал в «Зеркало недели», и, к моему удивлению, ее напечатали. Сократили, но в сентябре у первокурсника выходит статья на большую полосу. Это была первая публикация. Гонорар был — три мои стипендии.

- И все же, в чем секрет практически ежемесячных путешествий?

– Я стараюсь их совмещать с академической деятельностью. Оклады преподавателей не такие большие, чтобы просто так много путешествовать. Но конференции — отличная возможность увидеть новую страну, новые ландшафты. Страна — это не только моря, озера, океаны, горы, но в первую очередь — люди. Недостаточно посещать одни лишь музеи и концерты, стоит ходить, гулять и общаться с местными жителями. Общение разрушает психологические барьеры, когда узнаешь о культуре, то делаешь это вербальным образом, если удается найти общий язык. Ты говоришь на каком-то иностранном языке, практикуешь его, узнаешь что-то новое о культуре.

- Сколько языков ты знаешь?

– Активно могу говорить на пяти: русском, украинском, английском, иврите и испанском. А читать могу на дюжине языков.

До этого путешествия мои ограничивались Европой и Ближним Востоком. В этом году «открыл» Америку, как Северную, так и Южную. По-своему иудаикой хорошо заниматься — евреи есть везде. Был еврейский семинар в Уругвае, в городке основанном швейцарскими колонистами. Мне удалось побывать и в Аргентине, и в Бразилии.

Фото: соцсети.

Помилка в тексті? Виділи її, натисни Shift + Enter або клікни тут.

comments powered by Disqus