Стартап. Руководство для неопытных

На смену постсоветским наемным работникам, отчаявшимся найти работу с достойным уровнем оплаты, приходит новое поколение, нежелающее трудиться по найму. Рожденные в середине 90-ых, воспитанные в условиях набирающего обороты капитализма, они начинают реализовывать свои первые бизнес идеи уже со студенческой скамьи.

гроші

Начало – половина дела

Ирина Евстратенко – студентка 5 курса факультета международных экономических отношений университета Шевченко вместе с однокурсниками Даниилом Витько и Михаилом Хижняком взялась реализовывать собственный стартап в жизнь.

Нынче стартапами принято называть практически любой бизнес-проект, который отличается своеобразной идеей, новинкой. Поскольку средний возраст стартаперов, по статистике, 25 лет, стартапы считаются студенческими проектами, а в США их прозвали «гаражными».

Ира, Даниил и Миша задумывались о своем «гаражном» деле еще со второго курса, но интенсивно работать над запуском стартапа начали лишь с осени прошлого года. Ребята за кратчайшие сроки сумели запустить свой собственный бизнес – компанию Bubbleboom в Украине. Bubbleboom или Bubbletea – название жевательного напитка, который широко известен в Азии, США, Австралии, а также в некоторых европейских странах, таких как Великобритания и Германия.

«Мы видели эту фишку в Москве. Когда мы только хотели заходить на рынок, в Украине вообще такого не было. В Азии, в Америке, конечно, это бум. Их продают на каждом шагу», ─ делиться со мной Ирина.

Успех их идеи во многом зависел от свободной ниши на ринке. В бизнесе это обозначается понятием «голубых океанов», в отличии от «красных», то есть конкуренции. Так что, задумываясь о своем стартапе, первым делом нужно взвесить, насколько идея свежа, какие ее плюсы и минусы.

Эксперты говорят, что успех идеи во многом зависит от того, на какой контингент она рассчитана. Обычно, стартапы запускаются для небольшой аудитории, у которой есть потребность в этой идеи.

«Первый сайт Facebook был только для студентов Гарварда, всего для нескольких тысяч, но эти пользователи хотели этот сайт сильно. Facebook был хорошей идеей, потому что запускался на небольшом рынке, в то время как был быстрый путь «наружу». Если ты построил Facebook, который подходит Гарварду, оно подойдет и любому другому колледжу», ─ пишет в одной из своих статей американский предприниматель Пол Грэм.

Эксперты также замечают, что самые лучшие идеи для стартапа были не придуманы (такие, как правило, на деле прогорают), а те, которые подсказаны жизнью. Нужно учиться замечать, чего не хватает людям в их повседневной жизни.

«Идеи окружают нас. И нет такой проблемы, у которой нет решения. Вероятность ничтожно мала, что сейчас именно тот момент, когда технологический процесс остановится. Можете быть уверенными: люди построят в ближайшие пару лет вещи, которые вас заставят удивиться: «Как же я жил без этого до сих пор?» ─ пишет Пол Грэм.

стартап_1

 

Реклама

Один в поле – не воин

Для того, чтобы реализовать идею большого бизнеса, не обойтись, конечно же, без опыта работы наемным менеджером. По словам Андрея Стадника, им нужно проработать от трех до пяти лет, чтобы приобрести необходимых опыт. Однако малый или же средний бизнес вполне под силу реализовать, не имея достаточного менеджерского опыта работы.

А вот без команды в таком деле – как без рук. Нельзя браться реализовывать проект в одиночку: идея заведомо провальная.

Но, в тоже время, это всегда головная боль – кого именно избрать в партнеры по бизнесу.

«Основное ─ это люди, которые работают. Самое сложное ─ создать сплоченную команду. Но мы на пути к этому, двигаемся в нужном направлении», ─ делится Дмитрий Билаш, основатель агентства «Ильич».

Рекламное агентство «Ильич» ─ проект Дмитрия Билаша и Дмитрия Плешакова, студентов 4 курса Института журналистики КНУ им. Тараса Шевченко.

«У нас не было условий, на которых мы принимали людей в команду. Главным условием было желание трудиться над общим проектом», ─ говорит Ирина Евстратенко.

Однако специалист по управлению проектами и инвестиционному менеджменту, координатор BFM Group Ukraine. Андрей Стадник советует не брать в команду друзей, родственников, а также людей, о компетентности которых мало что известно.

«Все предусмотреть нельзя. Сложно предугадать, как поведет себя партнер, реализуя объемы работ, по которым перед стартом проекта вроде как была устная договоренность», ─ говорит Стадник.

Во избежание недоразумений между партнерами, эксперты советуют закреплять все договоренности на бумаге, а также четко распределять задачи и ту ответственность, которую они подразумевают. Нужно закрепить за одним из генераторов идеи главенство, а остальных участников проекта поставить в определенные рамки дозволенного. Иначе реализация стартапа умрет еще на первом ее этапе в результате междоусобных войн.

«Обычно, проблемы в команде учредителей начинаются тогда, когда уже есть что делить. И не обязательно деньги. Чаще – объемы работ, ответственность и право управления», ─ подтверждает Стадник.

Без бизнес-плана, как без руки

Одна из самых трудных задач – профинансировать свою идею. Ведь для того, чтобы инвесторы готовы были вложить деньги в определенный проект, они должны видеть четкий бизнес-план.

«Большинство бизнес-планов, с которыми приходится иметь дело кредитным клеркам, инвесторам и прочему финансовому люду, чем-то напоминают детские рисунки: наляпистость, простота и фантастические зверушки. Многие люди категорически отказываются как учиться, так и перенимать чей-то готовый опыт», ─ говорит Андрей Стадник.

Стартапер должен идти к инвесторам не со сказочной идеей, а с четко продуманным планом ─ как эту идею воплотить. Для этого нужно иметь представление о рынке, на который собственник проекта выходит со своим стартапом, о конкуренции, о законодательной базе бизнеса. Но что самое главное – должна быть составлена смета всех расходов. Проще говоря, просто жизненно необходимо расписать до мелочей, сколько нужно денег на каждом этапе запуска проекта.

Одной из основных ошибок при составлении бизнес-плана является, по словам экспертов, отсутствие помесячного планирования. Начинающие предприниматели просто не осознают необходимости планировать все до мелочей.

«Следует понимать, что сам по себе бизнес-план представляет собой всего лишь бесполезную стопку бумажек, только если его составлению не предшествуют тщательные инвестиционные исследования», – говорит Стадник.

 стартап_3

Деньги! Деньги давай!

Когда идея есть, команда собрана и бизнес-план расписан до последней мелочи, нужно искать человека, который вложит деньги в твой проект (если ты, конечно, уже не взял кредит в банке).

Найти же инвестора – опять-таки, не самое простое дело по той причине, что нужно знать, где именно их искать. Если ваши инвесторы не папа с мамой (а по статистическим данным, этот способ инвестирования один из самых популярных), то вам необходимо немного потрудиться.

«Получать информацию о потенциальных инвесторах можно из других источников. Это новостные сайты, пресс-релизы, аналитические материалы, использование социальных сетей (Facebook, Linkedin), офф-лайн контакты», ─ говорит Андрей Стадник.

Также неоценимая возможность заполучить инвестора – это отраслевые конференции, конкурсы молодых стартаперов, на которых, удачно защитив своей проект, можно найти спонсора. В таких конференциях, как правило, принимают участия множество компаний, которые готовы инвестировать действительно стоящую идею.

стартап_4

 

Полный вперед!

Когда идея реализована, и бизнес более или менее встал на ноги, впору подумать о качественной рекламе своего бизнеса, а также о поиске клиентов.

«Искать новых клиентов непросто ─ агентств, специалистов в нашей сфере уже достаточно, большая конкуренция. Но нет ничего невозможного. Главное ─ усердно работать, показывать реальный результат, зарабатывать авторитет надежной эффективной компании», ─ уверен Дмитрий.

По словам специалистов, в любом бизнесе есть два варианта привлечения новых клиентов: это качественная реклама и «сарафанное радио». Качественная реклама, включающая в себя рекламу в специализированных СМИ, баннерах, на транспортных средствах и участия компании в различных профессиональных выставках, осуществление «холодных звонков» (общение менеджеров с потенциальными возможными клиентами) способна принести огромные плоды в привлечение людей.

Но чтобы люди приходили к вам снова и снова, да к тому же приводили своих друзей, для этого нужно соответствовать определенному уровню. Клиенты должны быть довольны. Конечно, все это требует немалых финансовых вложений, но ведь мы же уже защитили старт ап и получили деньги на его реализацию, правда?

И все же главное – это способность успешно перенимать опыт других и никогда не сдаваться на пути к лучшему. Ведь сказал писатель Норман Пил: «Пустые карманы никогда не помешают нам стать тем, кем мы хотим стать. Помешать нам могут только пустые головы и пустые сердца».

Фото: группа Bubbleboom VK.

Помилка в тексті? Виділи її, натисни Shift + Enter або клікни тут.

comments powered by Disqus