Фандрайзинг: анализируем возможные риски и ошибки

Игнорирование рисков и непредвиденных обстоятельств – типичная ошибка начинающего фандрайзера. На этот раз говорим с экспертами о том, какие существуют риски в фандрайзинге, чтобы уметь правильно «подстелить соломку».

фандрайзинг_ошибки_3

Основная часть рисков фандрайзинга связана с ошибками, которые совершает соискатель ресурсов на разных стадиях процесса поиска и сбора ресурсов. Неопытный фандрайзер зачастую не обратит внимание на то, что в определенный момент сделал что-то неправильно, и не подумает, что, возможно, именно это повлияло на результат фандрайзинга или его отсутствие.

Далее приведены наиболее распространенные ошибки и, соответственно, связанные с ними риски.

  1. Отсутствие плана и системного подхода.

Когда вы действуете хаотически, не разрабатывая общей стратегии, существует большой риск того, что и ряд мелких действий/мероприятий (тактика) будут менее эффективны.

  1. Реклама

    Отсутствие адекватных критериев оценки.

Эта ошибка характерна как в целом для проектной деятельности, так и для фандрайзинга как ее части. Нужно наметить измеримые результаты, чтобы можно было четко отслеживать изменения. В противном случае, даже в успешных проектах можно потерять мотивацию работы, так как будет казаться, что ничего не происходит и ничего не достигнуто.

Working hands

  1. Фандрайзинг с нулевой суммой.

Заранее не просчитанные (измеримые) результаты фандрайзинговой деятельности могут не только снизить мотивацию, но и лишить саму деятельность по привлечению ресурсов смысла. Здесь основной риск состоит в том, что на сам фандрайзинг будет затрачено больше ресурсов, чем в итоге будет получено (например, организация благотворительных мероприятий) (линк на фандрайзинг1). Поэтому стоит отдать предпочтение тем методам фандрайзинга, реализация которых будет сопровождаться наименьшими расходами и наибольшим эффектом извлечения ресурсов.

  1. «Моя – твоя не понимать».

Большинство главных ошибок фандрайзинга, безусловно, лежат в сфере непосредственной работы со спонсором. Помимо традиционно неграмотно сформулированного обращения и промахов, связанных с несоблюдением правил этикета (опоздания, перебивание спонсора во время разговора и т. д. – почти как на собеседовании) очень часто причины отказа в предоставлении ресурсов связаны с изначально неинтересным для ресурсодателя обозначенным направлением проекта или же неподходящей целевой аудиторией (из разряда «просить деньги на проект по борьбе с алкогольной зависимостью у табачной компании»).

фандрайзинг_ошибки_1

  1. «Моя – твоя не понимать»-2.

Если вы договорились со спонсором (имеется в виду спонсорство на основе бартера: они вам продукцию/ресурсы – вы им, например, рекламу) о конкретной целевой аудитории, конкретной возрастной группе, конкретном количестве людей, допустим, для презентации нового товара этой фирмы (чтобы фирма предоставила вам бесплатно этот же товар, к примеру, айпады от магазина «Цитрус» для победительниц конкурса красоты) и не смогли это обеспечить, не удивляйтесь, что ваши красавицы-победительницы в конечном итоге останутся без призов. Важно четко оговорить условия спонсорства с ресурсодателем, а затем также четко эти условия выполнить.

Конечно, бывают случаи, когда фирмы сами ведут себя не совсем пристойно – кажется, что вы точно обо всем договорились, а когда подходит время к предоставлению ресурсов – у них этих ресурсов то ли не оказывается, то ли спонсоры в принципе начинают вас игнорировать. Очевидно, что второй раз иметь дело с такими горе-спонсорами не следует.

А вообще самое главное в фандрайзинге, как проницательно подметил Богдан Долинце, это: «Идти, брать и делать». Не бойтесь ошибок, и они ответят вам тем же.

Эксперты: Богдан Долинце, Инна Степанец, Ольга Зозуляк.

Фото: pbs.twimg.com, csjet.pl, notalentforcertainty.files.wordpress.com.

Помилка в тексті? Виділи її, натисни Shift + Enter або клікни тут.

comments powered by Disqus