Чи може український студент творити історію

GERMANY-FRANCE-DIPLOMACY-HISTORY-RECONCILIATION-ELYSEE TREATY-50

Робота переможця першого стипендіального конкурсу, проведеного Alumni Fund ONU. Автор – Георгій Бабій, студент 3 курсу факультету журналістики, реклами та видавничої справи Одеського національного університету ім. І.І. Мечникова. Текст подається мовою оригіналу.


Король Бильейг и ослепленные светом*

«бесстрашным мечтателям…»

События, которые происходят в этом мире – это постоянная цепь незначительных вещей. И среди этих мириад всегда есть особые фрагменты, которые ведут к правде. И правда эта подобна свету, в котором так нуждаются те, кто слишком долго пробыл во тьме. Как глубоководные рыбы, по мере роста мы устаем видеть какие-то вещи, и со временем наши глаза полностью атрофируются. И потому, что нам нет смысла что-то черпать из этого бесцветного мира, мы не тянемся к свету, слепящего нам глаза. Мы продолжаем постепенно идти ко дну моря. При таком раскладе немногие рискуют покинуть свои темные уголки, но история знала и тех, кто, не побоявшись отринуть тьму, ослеп лишь на один глаз. Они и становились поводырями для всех слепцов. Они творили историю.

Вероятно, я слишком романтизировал образ «лидера мнений», но пройдя сквозь все эти аллегории и метафоры в контексте данного размышления остаётся нерешенным один вопрос – а кем же являются наши студенты? Способными формировать запросы, но не способными действовать «Слепцами», или ведущими в непроглядное и сомнительное будущее «Одноглазыми королями?» Чтобы ответить, нужно также понимать, может ли среда предложить пути развития потенциала, если рассматриваем мирные влияния на историю, или «немирные», включающие в себя революции и бунты. В истории масса примеров, одни из которых интересней других.

студентиВ Майские события во Франции 1968 года, как-бы парадоксально это не было, кризис происходил на фоне беспрецедентного экономического роста, когда уровень жизни во Франции был одним из самых высоких в мире. И несмотря на то, что сам конфликт разгорелся, прежде всего, на политических основаниях, ключевую роль в событиях красного мая, как ни странно, сыграли студенты, под руководством анархистов. Движущей силой, помимо общего молодёжного протеста были различного рода левые идеи, причем их было так много, что невозможно было определить политические убеждения протестующих. Шарль Де Голь выдающаяся личность истории, который вернул Франции былое величие, подал тогда в отставку. Ну а как мы знаем, лучший показатель страны – это развитие культуры. Либо она идет следом за прогрессом (и как следствие к революциям), либо тяготеет к стабильности вопреки потрясениям. Сколько нам подарила Де Голевская Франция? Взлет кинематографа один чего стоит. После смены курса даже не началось «вопреки» … Как следствие Франция превратилась в европейскую клоаку и спустя 50 лет на выборах лидируют правые партии «Де Голевского формата».

В 1989-ом События на площади Тяньаньмэнь, изменившие Китай, когда страна перестала следовать за Мао Цзэдуном, и его заветами. Рыночную экономику еще в 70-ые начали вводить после культурной революции и смерти Мао, но политический режим не сменялся. Оглядываясь на СССР, где вовсю была гласность, китайские студенты решили, что пора менять режим и у себя. Почти 70 вузов устроили бунт, воспользовавшись тем, что очередной Ген. Сек. помер и появился шанс сменить режим – толпу расстреливали, протест подавили, а сторонников арестовывали. После чего и последовали санкции против Китая, некоторые из которых до сих пор не отменены. Тем не менее, хоть протест и был подавлен, а некоторые арестанты до сих пор в тюрьмах, это запустило маховик социализма, развенчивания культа особы Мао, выход на международный рынок и развитие культуры.

Вспоминая не столь давние события 2013 года на Майдане, также можно напомнить, как группа студентов, выступавших за Евроинтеграцию была побита прямо во время протестов злыми дядьками из Беркута. Напрашивается аналогия с упомянутыми ранее событиями красного Мая, и с Францией 68-го.

студенти 2Во всех этих трех фрагментах человеческой истории действия носили массовый характер, заражая людей, принимающих в них активное участие «слепотой». Толпа, не способная видеть, но способная слышать, живущая единой мыслью, желанием, идеей, идущие вслед лозунгам единственного зрячего. Разница событий только в том, кто является поводырем, и в зависимости от этого выстраиваются последствия. Участники тех событий говорят: «мы были молодыми идиотами». То же самое говорили хунвэйбиновцы с культурной революцией, когда студенты уничтожали преподавателей, предметы культурного наследия и т.д. Им стыдно, что они были лишь глупым инструментом. Но, что надо помнить: история – это не только и не столько революции и войны, смена режимов и вождей. Есть ряд культурных и гуманитарных деятелей, которые вошли в историю и изменили её. Тот же Билл Гейтс, или Никола Тесла – переменный ток он придумал на студенческой скамье. Все они были в свое время студентами, но осознавали свое положение, недостаток жизненного опыта и восполняли его, становясь мудрее, и в конечном итоге способствовали глобализации и развитию общества и культуры. Слепцы, прозревшие со временем. И таких людей мало.

Подводя итоги, я скажу, что каждый человек сохраняет в себе немыслимый потенциал, и каждый может творить историю. Единственное, что перед этим всем нашим бесстрашным мечтателям нужно сделать – подумать, а стоит ли оно того, чтобы быть такой историей?.. Ну и напоследок что-то вспомнил Хармса: «И в тучах светлая Аврора, сгоняет в дол ночную тень. Должно быть очень-очень скоро, наступит новый, светлый день…»

P.S. Свої враження від прочитаного залишайте у коментарях або пишіть до Alumni Fund ONU.

*Бильейг – это одно из имен Одина, главного бога в германо-скандинавской мифологии. Дословно переводится, как сверкающий глаз. Один пожертвовал своим глазом ради мудрости.

Фото: соцмережі, firtka.if.ua

*Редакція «Студвею» не впливає на зміст блогів і не несе відповідальності за думку, яку висловлює автор.

Помилка в тексті? Виділи її, натисни Shift + Enter або клікни тут.

Реклама

comments powered by Disqus